ПОЧЕМУ речевое общение так необходимо для развития ребенка?

03 Фев 2015, Автор: admin

ebdaf1bd85cec8e57b8f439bbc8553ab

 

Речь – одна из высших психических функций. В развитии каждой функции есть период, в течение которого воздействие на нее дает максимальный развивающий эффект, которого нельзя уже будет достичь, воздействуя аналогично в другой период. Этот период называется сензитивным. Для речевой функции  сензитивным периодом считается возраст от рождения до 5-6 лет.

На 1 году жизни ребенок развивается в процессе эмоционального общения со взрослыми. Для младенца важны не только слова, но и интонация, и выражение лица, с которыми они были сказаны. Постепенно малыш учится отвечать на них фиксацией взгляда на лице говорящего, улыбкой, оживленными движениями, а позже – гулением, смехом. У детей с отставанием в нервно-психическом развитии могут долго отсутствовать все эти новообразования, а когда появляются, реакции менее интенсивны и выразительны. Это не значит, что крохе не нужно общение. Наоборот, чем меньше проявляются достижения ребенка, тем важнее для крохи общение с близкими взрослыми.

Как же общаться с младенцем, который «не реагирует» на это общение?

Возьмите за правило все действия с ребенком, все режимные процедуры сопровождать словами.

Во время купания можно приговаривать:

1. Милую головку

Умываем ловко.

Подставляет пузик

Милый карапузик.

Милую головку

умываем ловко.

Подставляет котик

спинку и животик.

Когда малыш потягивается:

1. Потягуши-потягушеньки!

Поперек толстушеньки!

А в ножки ходунушки!

А в ручки хватунушки!

А в роток говорок!

А в головку разумок!

3.  Утром, проснувшись:

Вот проснулись, потянулись,

С боку на бок повернулись.

Потягушеньки, потягушечки.

Во время кормления:

Кушай, кушай, милый,

Набирайся силы,

Наливайся колос,

Заливайся голос.

4. Во время пеленания, одевания:

Постелю простынку,

Уложу на спинку.

Быстро спрячу пузик,

Милый карапузик.

Лентой замотаю,

Рыбка золотая.

Растяну морщинки,

Будешь как картинка.

Гулять мы собираемся,

Тепло мы одеваемся.

На головку лапочке

мы наденем шапочку.

Обклейте стишками все места  в доме, где вы проводите время с ребенком. Когда малыш подрастет, используйте игры на коленях.

Например:

Ой качи качи качи!

К нам приедут торгачи.

Станут детку покупать,

Мы не станем продавать.

Детку мы не отдадим,

Детка нам нужна самим.

На втором году жизни используйте озвучивание игрушек, подражания животным и птицам, картинки, игры на полу, чтение, звучащие игрушки, наблюдение с рассказыванием.

После 2 лет развитие речи становится тесно связанным с развитием мышления.  Кроме того, именно на третьем году жизни идет быстрый переход к фразовой речи. К играм добавляются загадки, усложняются картинки, книжки, наблюдения.

Большие возможности для развития речи и мышления представляет грамотно проведенная прогулка. 2-хлетнему малышу показываем лужу, листья на земле, жучков, птиц, желуди,  с детьми постарше рассуждаем о том, почему небо темное, почему насекомых не видно, что ищут грачи на земле, зачем у растений семена, что живое, а что нет. Спросите ребенка, наблюдая сороку, какого цвета у нее хвост, и у кого хвост длинее – у сороки или вороны? Каждое слово, сказанное мамой на прогулке, — кирпичик в строительстве такого важного «здания» — мышления. Конечно, это не должен быть монолог – лекция. Ребенок познает мир, взаимодействуя, участвуя  в диалоге.

В 4 года включайте в лексикон ребенка обобщающие слова: мебель, обувь, посуда и другие. Обсуждайте с ребенком профессии, назначение различных предметов.   Старайтесь обогащать речь ребенка прилагательными – темный, сочный, широкий…

Прекрасная возможность потренировать память – заучивание стихов.

К 5 годам освойте с ребенком словесные игры:

«НАЗОВИ ЧАСТИ ПРЕДМЕТА» (например, части кастрюли – донышко, стенки, крышка, ручки).

«НАЗОВИ ОДНИМ СЛОВОМ»
Ребенка просят назвать одним словом: лиса, заяц, медведь, волк — дикие животные; лимон, яблоко, банан, слива — фрукты.

«НАЙДИ ЛИШНЕЕ СЛОВО»
Прочитайте ребенку серию слов. Предложите определить, какое слово является «лишним». Примеры:
Яблоко, слива, огурец, груша;
Ложка, тарелка, кастрюля, сумка;
Платье, свитер, шапка, рубашка;
Мыло, метла, зубная паста, шампунь;
Береза, дуб, сосна, земляника;
Книга, телевизор, радио, магнитофон.

«ГОВОРИ НАОБОРОТ»
Предложите ребенку игру «Я буду говорить слово, а ты тоже говори, только наоборот, например, большой — маленький.» Можно использовать следующие пары слов: веселый — грустный, быстрый — медленный, пустой — полный, умный — глупый, трудолюбивый — ленивый, сильный — слабый, тяжелый — легкий, трусливый — храбрый, белый — черный, твердый — мягкий, шершавый — гладкий и т.д.

«СРАВНЕНИЕ ПРЕДМЕТОВ (ПОНЯТИЙ)»

У ребенка спрашивают, чем отличаются, а затем чем похожи два предмета. Например, стул и табурет – отличаются наличием спинки у стула, а похожи тем, что это мебель, есть ножки и сиденье.
Определенную трудность для большинства детей представляет собой образование притяжательных прилагательных (заячий, медвежий), названий детенышей животных (ягненок, теленок, волчонок).

Эти игры не нужно навязывать, проводить в форме урока. У вас есть отличная возможность включать их в удобный момент, когда ребенок готов и сам хочет знакомиться с чем-то новым.

 

Ваш отзыв