Архивы за Июнь 15th, 2018

ИГРА «СКАЖИ НАОБОРОТ»

Пятница, 15 Июн 2018

_vMOU83d0ts

EoykKavf_X4

JbTouRjPYH4

nUBPtYqS_cE

NzT0PxAEBM0

XyAv7X-P2TU

РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ.

Пятница, 15 Июн 2018

Многие родители задаются вопросом: как развивать мышление ребенка, чтобы успешно подготовить его к школе?
Отвечая на этот вопрос, разберемся в сути мышления.
С точки зрения психологии, мышление — это высшая ступень человеческого познания, процесс отражения существенных связей и отношений между предметами и явлениями. Они отражаются работой всего головного мозга, особое значение в этом процессе имеет кора больших полушарий мозга.
Связи и отношения между предметами, явлениями и событиями бывают разных типов:
причинно – следственные, родо – видовые, отношения части и целого, пространственно – временные.
В процессе отражения человек использует средства: практическое действие, образ, слово, понятие. В зависимости от того, какое средство используется, мышление подразделяется на виды: наглядно – действенное, наглядно – образное и словесно – логическое.
Психологи выделяют исходные мыслительные операции – анализ, синтез, а также производные от них классификация, сравнение, обобщение, абстрагирование.
В каком возрасте ребенок начинает мыслить? По мнению исследователей, мышление впервые проявляется у детей ближе к 2 годам, когда ребенок начинает решать мыслительные задачи с помощью практических действий. Например, достать машинку, задвинутую за ящик, ширму, игрушечный диванчик с помощью отодвигания этих предметов. Это период наглядно – действенного мышления, когда у малышей расширяется опыт предметных действий и формируются первые обобщения. Все мыслительные операции ребенок осуществляет на уровне практических действий. Если взрослый для анализа мысленно разделяет предмет или явление на части, ребенок раннего возраста просто разбирает этот предмет. Когда малыш усердно отделяет колеса, кузов и кабину, как кажется родителям, «ломает» игрушечную машину, он на самом деле анализирует.
Для развивающих игр в этот период подходят различные составные игрушки, те, что требуют соотнесения размеров или цвета разных деталей: игры с пирамидками, кубиками, различного рода вкладышами, матрешками, а также с картинками. В некоторых случаях потребуются два одинаковых предмета — один для показа и образца, другой — для воспроизведения правильного действия с ним.
«Пряталки». На примере полых кубиков опишем возможные занятия с вкладышами. Сначала можно предложить всего два-три предмета, явно различающиеся по величине. Поставьте на стол больший кубик, в который спрятаны совсем маленькие, полостью вниз и на глазах у ребенка снимите его. Малыш увидит следующий кубик, поменьше. Снимите и его, показав самый маленький. Потом опять накройте меньшие кубики большими. Эти действия желательно сопровождать словами: «Что там у нас прячется? Смотри, еще кубик, а под ним еще! А теперь спрячем его — вот так! Нет кубика! И этот тоже спрячем. Опять только один кубик остался». Получается нечто вроде игры в пряталки, в которой ребенок наверняка захочет участвовать. Сначала он будет только снимать верхние кубики, а взрослый опять собирать. Попробуйте вместе с ребенком (действуя его руками) спрятать маленький кубик, «надев» на него больший; покажите, что спрятать можно только меньший предмет в больший, а не наоборот. Постепенно число вкладышей можно увеличивать.
Развивать обобщение хорошо в играх с раскладыванием предметов по разным емкостям. «Разноцветные баночки (коробочки, конверты)», когда ребенок раскладывает мелкие предметы в баночки соответствующего цвета.
После 3 лет, когда у ребенка имеется запас образов и представлений, в норме начинает формироваться наглядно – образное мышление. Это умственная деятельность с участием речи и посредством операций с наглядными образами. Ребенок может осуществить мыслительную операцию без совершения действий над предметами, в уме, опираясь на свои образные представления. Например, назвать части машины по картинке.
В 3-4 года поиграйте в игру «Найди пару». В ней развивается умение анализировать и сравнивать изображения. Взрослый раскладывает перед ребенком три карточки с разным расположением геометрических фигур и раскладывает их перед ребенком. Точно такие же кладутся ниже. Ребенку указывают на одну из карточек и просят найти точно такую же. Если ребенок не справляется, ему предлагают выбрать из двух карточек. В случаях затруднения ребенка обучают сравнению: «здесь квадрат, и здесь тоже», показывая на фигуры указательным жестом.
В этом возрасте у нормально развивающегося ребенка интерес к познанию окружающего мира значительно возрастает, наступает период «почемучек». Очень важно использовать эту возможность для формирования культуры мышления. Отвечая на вопросы, стараться подвести ребенка к самостоятельному поиску ответов, давать по возможности научные знания. Замечательно, если Вы приобрели хорошую детскую энциклопедию, и вместе с ребенком будете познавать и учиться.
Мыслительная деятельность дошкольника совершенствуется, если взрослый направляет мысль ребенка, уточняет задачу.
На четвертом году жизни в норме дети начинают пользоваться в разговоре обобщающими словами типа «игрушки», «обувь», «одежда», «фрукты», «овощи», «животные», «посуда». Задача взрослого – уточнить эти родовые понятия. Рассматривая картинки, называя эти обобщающие слова применительно к отдельным предметам, взрослый постепенно формирует умение устанавливать родо-видовые отношения между предметами.
К 5 годам ребенок может обобщать понятия, относящиеся к следующим категориям: фрукты, овощи, одежда, обувь, мебель, посуда, транспорт. «Перечисли мебель (овощи, обувь и т.д.)», «Назови одним словом два предмета», «Наведи порядок» — вот упражнения, помогающие развивать умение обобщать.
«Наведи порядок».
Перед ребенком в хаотичном порядке раскладывают картинки с изображением предметов обуви, мебели, посуды и т.д. и просят навести порядок, разложив их по группам.
С 5-7 лет у детей зарождается новый вид мышления — словесно – логическое — оперирование понятиями в умственном плане. Оно предполагает развитие умения оперировать словами, понимать логику рассуждений. Полностью словесно-логическое, понятийное, или абстрактное, мышление формируется к подростковому возрасту.
Ребенок учится пользоваться схемой, осознает цикличность изменений. Огромную роль в развитии мышления в этом возрасте играют математические игры. Это и счетные палочки, и геометрические конструкторы и головоломки, к ним относятся и блоки Дьенеша. Логические блоки Дьенеша позволяют формировать в комплексе все важные для математического развития мыслительные умения на протяжении всего дошкольного обучения.
Примеры упражнений с блоками Дьенеша:
• найди такие же фигуры, как эта по цвету (форме, размеру, толщине);
• найди не такие фигуры, как эта, по цвету (форме, размеру, толщине);
• найди все синие фигуры (треугольные, маленькие, тонкие…).
С 4 лет можно вводить игры на установление последовательности событий. Например, «Что сначала, что потом?». Ребенок должен разложить картинки по порядку, что было в начале, что потом, чем закончилось, затем рассказать. Начинать следует с предметных картинок, переходя к картинкам с изображением сюжета.
Игра «Что лишнее?» используется для развития способности к обобщению, классификации с 5 лет.
Ребенку предлагается исключить лишний предмет (картинку, понятие) из предлагаемого ряда. Сначала для игры можно использовать различные игрушки. Количество варьируется в зависимости от успехов ребенка (от 3 и более). Затем можно перейти к реальным предметам, находящимся в поле зрения ребенка (например, предметы мебели, посуда). Далее ребенок воспринимает предлагаемый ряд на слух.
В этой игре важно, чтобы ребенок аргументировал свой выбор, и подводить его к выделению существенных признаков.
«Угадай – ка!» подходит для 6-7 летних детей.
Цель игры: научить ребенка соотнесению понятий и категорий, к которым объекты принадлежат, развитие обобщения.
Взрослый загадывает определенное слово, а ребенок пытается его отгадать, задавая взрослому вопросы, на которые можно отвечать «да» или «нет».
Потом игроки меняются ролями. Для зрительной опоры можно загадывать не отвлеченные слова, а один из предметов, изображенных на предварительно подготовленных карточках или находящихся в комнате.
Если ребенок отстает в развитии мышления от своих сверстников, ему следует предлагать игры, соответствующие его фактическому уровню, в которых он будет успешен с помощью взрослого.
Не забывайте – ребенок не будет заниматься тем, в чем он несостоятелен, а роль взрослого – помочь ребенку почувствовать собственную успешность, радость новых открытий.
Учитель-дефектолог Захарова Наталья Витальевна.